Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Методическая копилка


советы медицинского работника

Прививка от гриппа детям

Все о прививках от гриппа детям. Мнения о прививках от  гриппа детям можно услышать кардинально разные. У кого-то ребенок после вакцинации всю осень и зиму ходил здоровым, когда все его друзья-товарищи до детсаду болели дома под пятью одеялами, у кого-то – наоборот. 

Давайте вместе попробуем разобраться, зачем нужны и эффективны ли прививки от гриппа детям.

– Как «работает» прививка от гриппа?

– После введения вакцины от гриппа ребенку через некоторое время образуются антитела против тех вирусов гриппа, которые представлены в этой вакцине.  Если ребенок младше 9 лет и  вакцинируется первый раз, то ему нужно сделать две вакцинации с интервалом в месяц – для того, чтобы иммунитет был полноценным.  Если же вакцинация проводится второй раз (то есть прививка любой другой вакциной от гриппа была произведена в прежние годы) или же если вакцинируется ребенок старше 9 лет или взрослый, то повторная процедура не нужна.

– Эффективна ли прививка от гриппа детям?

– Эффективность вакцинации составляет 70–90%, это доказано и клиническими наблюдениями (пациенты не заболевают), и появлением специфических антител против гриппа, которые обнаруживаются при исследованиях у уже привитых пациентов.
Термин «грипп» произошел от французского gripper (хватать, ловить, схватывать). Данное название выражает внезапность, быстроту развития признаков заболевания, а также его вирусный характер – человек его «схватывает», «ловит».
Группой риска по заболеванию гриппом считаются школьники, дети, посещающие детский сад,  ведь нахождение большого количества людей в замкнутом пространстве вызывает появление очагов эпидемий гриппа.
Итак, у ребенка появились первые симптомы недомогания. Не стоит паниковать, возможно это не грипп, а простая простуда. 

Основным отличием гриппа от ОРВИ на начальном этапе развития является острое обострение недомогания. Ребенок в течение одного - двух часов превращается из непоседливого и жизнерадостного, в сонного и аморфного. При ОРВИ данный процесс происходит постепенно и на протяжении суток и более.

В стадии развития заболевания также есть большие развития. Грипп вызывает температуру в 39-40°С, в отличии от максимальных 38,5°С при ОРВИ. Быстрое нарастание озноба, головной боли, дискомфорта мышц и суставов также являются признаками гриппа.

При ОРВИ умеренный кашель ребенка с самого начала заболевания заставит родителей вздохнуть спокойно, в отличие от возникшего на вторые сутки, но очень острого и мучительного при гриппе.

Основным отличием гриппа от простуды является отсутствие чихания.
Один из самых неприятных периодов гриппа  у детей является выздоровление. После ОРВИ ребенок практически не чувствует дискомфорта, в отличие от последствий перенесенного гриппа, способных на протяжении двух-трех недель доставлять головную боль, бессонницу, слабость и повышенную утомляемость.

– Можно ли делать прививку от гриппа детям в сочетании с другими прививками?

– Да, прививка от гриппа сочетается со всеми известными вакцинами. Даже если ребенок склонен к частым заболеваниям лор-органов, вирусным инфекциям, то возможно проведение совместной вакцинации против гриппа и пневмококонной инфекции.

– Если ребенку сделали прививку от гриппа, а в семье кто-то заболел гриппом, предотвратит ли прививка болезнь?

– Как правило, предотвращает. В практике часты случаи, когда непривитые взрослые заболевали, а привитые дети нет, даже несмотря на контакт с ними.

– Часты ли случаи заболевания детей гриппом после прививки от него?

– Достаточно редки. Ребенок может заболеть гриппом, если вакцинация сделана поздно,  уже во время эпидемической заболеваемости гриппа. В этот период еще не успел развиться иммунитет, поэтому болезнь может застать врасплох.


Непрерывное совершенствование вакцин от гриппа
Более чем полувековой опыт использования вакцин против гриппа дал возможность тщательно проанализировать их и с каждым годом совершенствовать.
Изменчивость вируса заставляет ученых ежегодно проводить анализ циркулирующего на данный момент вида возбудителя и исходя из этого определять состав вакцины, которая будет применена. То есть вакцина, актуальная в данном сезоне, в следующем году не применяется. Именно с такой целью и была создана система международного наблюдения за изменчивостью вируса. Проблема заключается в том, что невозможно абсолютно точно предсказать, какой штамм вируса вызовет эпидемию в конкретном году. По статистике, прививка существенно уменьшает шансы заболеть гриппом (хотя не может защитить от гриппа со стопроцентной гарантией).

 

– Как часто делают прививки от гриппа детям? И в какое время?

– Ежегодно, в сентябре-октябре, потому что вирус гриппа мутирует и в соответствии с этим меняются рекомендации Всемирной организации здравоохранения по антигенному составу прививки. Как правило, каждый год  вакцина и антигенный состав меняются.

 

– В каких случаях родители могут отказаться от прививки от гриппа? Как часто это происходит?

– Современное  действующее законодательство, в частности Закон о вакцинопрофилактике, предусматривает отказ родителей от любой прививки, в том числе и от гриппа. В практике от прививки против гриппа родители отказываются нечасто, поскольку вакцина от гриппа по сравнению с вакцинами от других заболеваний наименее реактогенная. Реакция на прививку от гриппа у детей крайне редка, и появляется в том случае, если есть выраженная аллергия к белку куриного яйца.

 

– Есть ли побочные воздействия на организм детей прививок от гриппа?

– Побочных воздействий на детский организм не выявлено. Переносимость хорошая и прививки современными вакцинами – это сочетание высокой эффективности и минимальной реактогенности.

 

– Насколько эффективна вакцина от гриппа детям в детских садах? Сильно отличается от той, которую делают в медицинских учреждениях за отдельную плату?

– Вакцинация одинаково эффективна. Многое зависит от детского сада: в государственных детских садах вакцинация проводится бесплатно. Необходимо также отметить, что при проведении любой вакцинации, плановой и внеплановой, медицинский персонал детского сада должен получить разрешение родителей в письменной или устной форме. То есть родители о вакцинации должны быть обязательно предупреждены.

 

– Существуют ли противопоказания к вакцинации от гриппа детям? В каких случаях ребенку НЕЛЬЗЯ делать прививку от гриппа?

–Таких противопоказаний два. Первое – это обострение острых хронических заболеваний. К примеру, нельзя делать ребенку прививку от гриппа, если он болен острым заболеванием, будь это ОРЗ или обострение хронического заболевания. Второе противопоказание мы уже затронули в предыдущем вопросе – это выраженная аллергия к белку куриного яйца, поскольку вакцина изготавливается на эмбрионах куриных яиц.

 

– С какого возраста можно делать прививку от гриппа детям?

– Прививку от гриппа рекомендуется делать детям с шести месяцев.

 

– Какие вакцины используют? В чем их различия? Могут ли родители в детском саду сами выбрать вакцину?

– Все зависит от конкретного детского сада, какие условия они предоставляют. Зачастую наряду с бесплатной вакцинаций предлагают вакцины других производителей за дополнительные деньги. Существует несколько видов вакцин. Вакцины второго поколения, сплит-вакцины, содержат в составе наряду с поверхностными антигенами гриппа и матриксный антиген. За  счет его присутствия создается дополнительный иммунитет, но по статистике на такие вакцины бывают чаще реакции, хотя они в любом случае весьма незначительные. На российском рынке существуют следующие сплит-вакцины: «Бигривак», «Ваксигрипп», «Флюарикс». Вакцины третьего поколения содержат только поверхностный антиген. К ним относятся: «Агриппал», «Инфлювак» и «Гриппол». И те, и другие одинаково эффективны.
Необходимо отметить, что все перечисленные препараты незначительно отличаются между собой. Вакцины приготовляются в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Как не заболеть в детском саду?

Кое-что об иммунитете

Взгляд педиатра

 

      С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробуем объяснить, почему более поздний возраст нам представляется предпочтительным.

      В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку. 

      Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним - вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам , ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов.

     Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаем, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько о следовании определенному, не тепличному образу жизни.

 

     Мы  не призываем всех следовать экстремальным  методам закаливания. Но элементы его - длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. - должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.

 

      Еще одна немаловажная деталь - приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт - и одновременно тренируется его иммунная система.

 

      Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусные     заболевания - главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.

 

      Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.

 

      Существуют и другие маленькие хитрости - промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.

 

      И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.

 

      Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.

ПРОСТУДА НОН - СТОП?

  Вырастить ребенка без болезней наверное невозможно, но можно сделать так, чтобы он болел как можно меньше.

    Для решения этой задачи есть разные пути - делать прививки, ограничивать контакты, закаливать. Но от простуды прививок нет, исключить контакты сложно, в интенсивности закаливающих процедур можно ошибиться.

 

     Самое удобное время для начала оздоровительных мероприятий - лето. Используйте его максимально. Обязательно, при любой возможности, увозите ребенка из города. Свежий воздух и чистые "живые" продукты с грядки делают чудеса.

     На даче или на море следите за тем, чтобы ребенок как можно больше ходил босиком - массаж рефлексогенных зон стопы повышает иммунитет, нормализует работу внутренних органов, напрямую действует на глоточное лимфоидное кольцо - зимой малыш будет меньше простужаться.

     Если есть возможность выбирать место отдыха для ребенка с хроническим заболеванием, посоветуйтесь с врачом. Кому-то лучше поехать на море, а кому-то провести время в средней полосе. Общее правило - поездка в другую климатическую зону должна продолжаться не меньше двух недель, одна из которых уходит на акклиматизацию, а вторая - полноценный отдых.

 

      Конец лета и начало осени - время, когда организм запасается витаминами. Конечно "накопить" на зиму водорастворимые витамины С, РР, группы В не получится, их избыток выводится почками, но возместить образовавшийся за год дефицит вполне возможно. Нелепо в августе-сентябре покупать на стол ананасы и папайю - лучше налечь на подмосковные яблоки, «почистить» почки астраханскими арбузами. Даже трехлетним малышам полезно устроить несколько разгрузочных дней - только арбуз - огромный, сладкий - и не давайте никакой другой еды, если ребенок сам не попросит. Праздник жизни - "пью и писаю".

 

    Кишечник тоже нуждается в нашей заботе - салаты из сырых овощей восстановят его нормальную работу, помогут избежать запоров, очистят стенки от осевших за год отложений, в результате легче будут всасываться питательные вещества, лучше выведутся токсины.   

 

Первый пик осенней заболеваемости приходится на середину сентября. Сыро, холодно, ветрено, да еще школьные нагрузки, ранний подъем, домашние задания. Для облегчения адаптации детям нужен режим дня, обязательно больше времени на сон и прогулки. Не бросайте закаливание - самые смелые могут утром обливаться холодной водой из тазика, менее решительным обливайте хотя бы ножки до колена.

 

    Поздней осенью, когда листья уже облетели, всюду грязь, снег еще не выпал, дни кажутся особенно короткими. Недостаток света у малышей может привести к развитию рахита. У старших резко повышается утомляемость, снижается работоспособность. Существует даже термин - осенняя депрессия, развивающаяся при укорочении светового дня. Лечится она в стационаре при помощи инсоляции, когда несколько минут в день человек облучается тысячеваттными лампами. Дома тоже неплохо заменить лампочки на более яркие хотя бы в детской и в ванной. Лучше если они будут матовыми - яркий нерезкий свет поможет быстрее проснуться утром и бодрее себя чувствовать в течение дня, поднимет настроение, активизирует защитные силы организма. В это же время уменьшается поступление с пищей витаминов - пора вводить в рацион поливитаминные препараты. Предпочтительнее использовать натуральные растительные формы, но и синтетические витамины тоже подходят. Необходимо давать их ежедневно в течение месяца и повторять такие курсы 3-4 раза в зимне-весенний сезон.

 

    Без изучения иммунного статуса ребенка в холодное время года можно пропить 2-3 курса растительных адаптогенов - жень-шеня, элеутерококка, настойки эхинацеи, пантогама. Препараты принимаются один раз в день - утром, а вечером для снятия дневного напряжения и улучшения сна, нужно давать ребенку успокаивающие отвары трав - валерьянку, пустырник.

 

     Чтобы не заболеть во время эпидемии вирусных заболеваний кроме витаминов и адаптогенов очень хорошо принимать гомеопатические лекарственные средства Грипхель, Антигриппин, Инфлюцид. Прививка против гриппа, которая делается каждый год, лучше в октябре, защитит Вас от этого заболевания, а для детей, которые часто болеют отитами, ангинами, бронхитами, существуют препараты, сочетающие в себе свойства неспецифического иммунокорректора и вакцины, защищающей от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки, клебсиеллы. Это Рибомунил, Бронхомунал, ИРС19. Подбор схемы профилактики лучше доверить врачу.

 

      Еще один метод нормализации работы организма - ароматерапия, с ее помощью можно не только поднять иммунитет, но и улучшить настроение, гармонизировать состояние человека. Преимущество использования метода в детской практике в том, что он не похож на привычные медицинские процедуры и вызывает симпатию. Ребенок выздоравливает, вдыхая запах сосны или апельсина, перед сном успокаивается в "мятной" детской на "лавандовой" подушке. Если малыш заболел, эфирные масла применяют в виде ингаляций, их втирают в кожу, закапывают в нос и используют для полоскания горла. Главное условие успешного лечения эфирными маслами - их качество. Масло должно быть натуральным, чистым, сертифицированным, хорошо зарекомендовавших себя фирм. Конечно оно будет недешево, но эффективность и отсутствие побочных эффектов окупят лечение.

 

    Если ребенок в течение года часто болел, то летом его нужно обследовать - сделать анализ крови, определить иммунный статус, показать ЛОРу и стоматологу. Если удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать, то следующая зима обязательно пройдет легче.

Простуду лучше предотвратить, чем лечить

Простуду легче предотвратить, чем лечить. Если Ваше чадо вернулось с прогулки с мокрыми ногами или зимой без шапки, да еще с восторгом рассказывает о вкусе съеденной сосульки - принимайте меры. Быстренько сажайте героя в горячую ванну, пусть как следует прогреется. Если ребенок не любит купаться и промокли только ноги - достаточно сделать ножную ванночку с горчицей на 10 - 15 минут, потом ноги обмыть проточной водой и тщательно вытереть, надеть шерстяные носки. После ванны или ножной ванночки - горячее молоко или горячий чай с вишневым вареньем - вишня уменьшает воспалительные явления в горле. Из трав хорошо заваривать ромашку или шалфей. Если Вам кажется, что ребенок простыл - еще несколько мероприятий.

 

     Ингаляции противовоспалительных трав - зверобоя, шалфея, эвкалипта или ингаляции прополиса. В качестве ингалятора можно использовать обычный заварной чайник - заваривать траву кипятком и вдыхать через носик. Можно использовать готовые препараты - масла, растворы и настойки - эвкалипта, прополиса, пихтового масла, «Эвкабал», «Доктор МОМ», «Бронхикум». Самый удобный ингалятор - российский ультразвуковой «Муссон».

 

     Если в семье кто-то заболел, остальным надо принимать профилактические меры. Хорошо разложить в квартире мелко нарезанный или давленный чеснок на блюдечках. Можно его положить и в предварительно ошпаренный заварочный чайник и подышать через носик. Попить «Тонзилгон» или «Антисептин».

 Закаливаем ребенка

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте. Самое подходящее время - лето, особенно для тех детей, которые часто болеют. В этот период ребенок не загружен зянятиями в саду или в школе.

Водные процедуры

 

Шаг 1. Сначала приучайте ребенка умывать лицо холодной водой.

Шаг 2. Переходим к обтиранию. Делайте это отжатой губкой или мокрым полотенцем. Обтирание начинайте с плеч, затем - руки, грудь, спина, живот, ноги. Постарайтесь, чтобы закаливание для ребенка стало интересной игрой, а не наказанием: во время процедур вместе смейтесь, пойте и т.п.

Шаг 3. Когда ребенок привыкнет к обтиранию, переходите к более серьезной процедуре - обливанию. На первых порах температура воды должна быть на один градус ниже привычной для ребенка. Через каждые пять дней понижайте температуру еще на градус.

В итоге доведите ее до 22 - 23 градусов. Голову не мочите!

Шаг 4. После месяца обливаний переходите к контрастному душу. Начинайте обливаться с теплой воды.

 

Воздушные ванны

 

Летом их лучше принимать на природе: в лесу, на даче, на берегу любого водоема. Начинать закаливаться надо в теплую, безветренную погоду.

Для принятия воздушной ванны ребенка нужно раздеть (либо совсем, либо до трусиков) и дать ему походить босиком по травке или песочку в течение 5-10 мин. После вытереть ему ножки, обуть и одеть.

 

Солнечные ванны

 

Идеальное время для проведения процедур - с 8 до 11 или с 16 до 18 часов. Обязательно наденьте ребенку на голову панаму. Первые 10 мин. малыш должен провести в тени деревьев - под рассеянным солнечным светом. Потом столько же - под прямыми лучами солнца.

После солнечной процедуры желательно провести водную (обливание, душ, купание в реке, море).

Если температура воздуха выше 27 градусов, солнечные ванны принимать не стоит.

Такое закаливание нежелательно детям до года.       

 

Важно!

Самая правильная тактика - закаляться вместе. Если ребенок видит, что мама и папа с удовольствием обливаются, ходят по мокрой траве, то и ребенок будет с радостью за ними повторять.

 

 

 

 

 

 

советы музыкального руководителя

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.

Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.

Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».

Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои
творческие возможности.

Домашний концерт

 Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков. нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.

 

Домашний театр

 

Как сделать так, чтобы общение с ребенком было не только не в тягость, но и в радость для всех? Один из самых приятных и проверенных способов - домашний театр. Рождество, Новый Год и снова Рождество - чем не повод испробовать свои силы в этой игре? Подготовку начните уже сейчас. Ей-богу, не пожалеете: успех гарантирован!

 

Удовольствие начинается задолго до спектакля. Потому что процесс подготовки включает в себя много такого, что можно делать вместе с ребенком. Сначала вы пишете пьесу, потом разучиваете роли, потом репетируете, потом изготавливаете декорации, костюмы или кукол. Будьте уверены, эти вечера запомнятся ребенку на всю жизнь и будут ассоциироваться с чем-то вроде уютного абажура над круглым столом, когда за окном мороз и темень...

Спектакли могут быть разными: актерскими и кукольными - предпочтения зависят от ваших рукодельных возможностей и, конечно, от вашего свободного времени. В этот раз мы предлагаем заняться кукольными представлениями. Ведь куклы - лучшие актеры на свете. Они никогда не переигрывают, не фальшивят, не бывают в дурном настроении или не в форме. Их юмор - бесхитростный, а персонажи однозначны: принцесса обязательно красивая и добрая, хоть и капризная, а волк - злой, с алчно горящими глазами, даже когда притворяется бабушкой.

Петрушка, Каспер и другие.

Для спектакля можно придумать что-то свое, но можно использовать и готовый сценарий. Ну, например, в Германии и Швеции очень популярен "театр Каспера". У него многовековая история, а его главный герой, вероятно, произошел от итальянского Пульчинеллы. В английской фольклорной традиции тоже есть похожий персонаж, зовут его Панч, а в России он известен как Петрушка, он же Петр Иванович Уксусов. (В вашем спектакле он вполне может быть и добрым маленьким привидением Каспером.)

Озорник и плут Каспер - герой без возраста. Он весел, великодушен и постоянно что-то затевает. Ему здорово достается за его озорство, но разумнее и мудрее он от этого не становится. Каспер не умеет считать и часто все путает, плохо понимает цену деньгам, бывает хвастлив и болтлив, а иногда вдруг становится стеснительным и робким. Главное же - он никогда никого не поучает.

Дети сразу признают в Каспере своего товарища и единомышленника. С его помощью легче вразумить шалуна или приободрить заболевшего малыша. Стоит лишь Касперу подойти к кроватке и незатейливо пошутить, как от детских огорчений не остается и следа.

Другие участники театра - не столько оригинальные личности, сколько типажи, олицетворяющие различные человеческие качества: доброту, благородство, глупость, жадность...

Реквизит.

На роль ширмы подойдет одеяло, растянутое в дверном проеме или в углу комнаты. Можно сделать занавес, подвесив в дверном проеме две гардины, которые будут разводиться в стороны перед началом представления. В декорациях нет необходимости: театр Каспера предельно прост, и реализм декораций будет лишь мешать его восприятию. В качестве задника лучше всего использовать простую драпировочную ткань, на фоне которой будут появляться персонажи. И не бойтесь разочаровать детей: фантазия поможет им домыслить то, чего они не увидят на сцене. В этом отношении наши отпрыски мало отличаются от своих сверстников прошедших веков.

Куклы.

Конечно, интереснее сделать их своими руками, но имейте в виду, что лица самодельных положительных героев, например принцессы или короля, часто выходят не такими красивыми, как хотелось бы. Гораздо лучше удаются злые и смешные персонажи - разбойник, ведьма и т. д. Кукла, с которой снимается одежда, может исполнять несколько ролей: булочник легко превращается в лекаря, волшебник - в принца и т. д. Здесь годятся любимые игрушки (для положительных персонажей), папины носовые платки (для проходных) и носки (для отрицательных). Творческое удовлетворение наступает как раз от того, что оптимальное решение находится в результате долгих исканий. Именно поэтому мы не даем технологических советов.

Домашний театр. Сценарий спектакля

Интереснее всего готовить спектакль, если вы на праздники ждете гостей.

Актеры размещаются за ширмой. Персонажи выходят к зрителям сбоку или из глубины сцены. Злой волшебник, ведьма могут появляться снизу. Если кукла должна спать на сцене, ее поворачивают спиной к публике, поскольку она не умеет закрывать глаза.

Позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас под рукой, иначе в спектакле возникнут паузы. Вам поможет фартук с большими карманами, где перед началом представления можно разложить кукол в определенном порядке, чтобы быстро доставать их по ходу действия. Различные предметы, задействованные в спектакле, например, цветы, приколите булавками к внутренней стороне ширмы, тогда вы их точно не потеряете.

Спектакль вполне под силу сыграть одному человеку. Правда, в этом случае исполнителю придется часто менять голоса и регистры, говоря за всех героев - от немного писклявой принцессы до басовитого короля. А это нешуточная нагрузка на связки. Лучше всего играть вдвоем. В этом случае за ширмой должно быть достаточно просторно, чтобы исполнители могли свободно двигаться. Постарайтесь распределить роли так, чтобы две куклы, занятые в одной мизансцене, находились в руках одного актера: тогда их движения будут более скоординированными.

Малышам 4-5 лет можно поручить короткие роли, чтобы они почувствовали, каково это - быть актерами кукольного театра. Дети постарше с удовольствием будут играть наравне со взрослыми.

 

Воздействие музыки на духовный мир человека

 

Другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.

Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. 

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.

 

От природы музыкален каждый

 

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно -  сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. 

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будут невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

Влияние музыки на психику ребенка.

 

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния - от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии.

 

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

 

 

 

 

 

совет методиста

 

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

 

Памятка для родителей
"10 советов маме, которые помогут папе
обрести взаимопонимание с малышом"

 

Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни. Поначалу это выражается в простом уходе: купании, прогулке, кормлении из бутылочки. Каждое действие должно сопровождаться словами и улыбкой, обращенными к ребенку.

2. Папы отличаются от мам еще и тем, что играют с детьми в другие игры - более подвижные и энергичные. И дети просто обожают это! Не реагируйте негативно на игру, если она вам не нравится только потому, что не похожа на ваши игры с ребенком.

3.   Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах, таких как зоопарк или цирк. Чаще устраивайте подобные выходы в свет!

4. Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш следует в будущем. Чем активнее такое общение, тем лучше воздействие, оказываемое на психическое состояние ребенка.

5. Одни родители считают, что малыша нельзя ни в чем ограничивать, чтобы не помешать проявлению его творческих способностей. Другие ждут от ребенка абсолютно взрослого поведения, ответственности за все слова и поступки. Безусловно, лучше придерживаться золотой середины: ребенок должен знать о существующих рамках, но любые запреты не должны совсем ограничивать его свободу.

6. Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут. Проще поддерживать желательное поведение, чем бороться с нежелательным.

7. Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому важно следить за тем, насколько категорично отец высказывается. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос в присутствии ребенка, поговорите наедине.

8.   Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу - нельзя оставлять его заслуги и достижения незамеченными.

9.   Помните, что ваши супружеские отношения - пример для ребенка, которым он будет руководствоваться в своей будущей семейной жизни.

10.     И самый главный совет, который можно дать мамам и папам - любите своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.


Памятка "Советы любящему папе"

 

.

  Зачем нужен детский сад?

 

 

 

 

советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду


Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года - значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад - необходимость, он - одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок... И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И... не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это.

А может быть в первые дни на вашего малыша оказывали свое действие и притягательность новизны, радость общения с другими детьми? Он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша! "Подменили"... "Подменили" жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.
 

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

 Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Воспитатели рекомендуют:
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Щадить его ослабленную нервную систему.
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
 

Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее "изголодался", и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык "безнадежно домашнего". Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации - лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.